IT Школа

Scratch детское программирование

Scratch детское программирование

Курс по Scratch представляет собой обучение программированию для начинающих, используя визуальный язык программирования Scratch, который разработан MIT. Scratch позволяет создавать интерактивные и анимированные проекты, игры и приложения без необходимости знания текстового кода. Курс призван познакомить студентов с основами программирования и логикой компьютерных наук, развивать их творческие навыки и логическое мышление.

Преподаватель: Мухамедиева Айгерим Оралбаевна

Продолжительность курса в академических часах

54 часа

Формат обучения

Оффлайн

Расписание

Понедельник 09:15 - 11:15, Четверг 09:30 - 11:30

Старт занятий

20.03.2025

Формат занятий

Групповые занятия, живые лекции

Учебная программа курса по темам

Введение в программирование (6 часов)

Час 1-2: Что такое программирование?

  • Знакомство с понятием программирования
  • История компьютеров и программирования
  • Зачем нужно программирование в современном мире
  • Интересные факты о технологиях и программировании
  • Игра "Программист и робот": дети дают друг другу команды как роботам

Час 3-4: Алгоритмы в повседневной жизни

  • Понятие алгоритма и последовательности действий
  • Примеры алгоритмов из повседневной жизни (рецепты, маршруты)
  • Создание простых алгоритмов на бумаге
  • Игра "Создай свой алгоритм": составление инструкций для выполнения простых задач
  • Разбор и оптимизация составленных алгоритмов

Час 5-6: Логика и решение задач

  • Основы логического мышления для программирования
  • Решение простых логических головоломок
  • Введение в понятия условий и циклов
  • Настольная игра "Путь программиста": прохождение лабиринта с использованием команд
  • Разбор решений и обсуждение разных подходов

Знакомство с Scratch (4 часа)

Час 1-2: Первое знакомство со Scratch

  • Что такое Scratch и зачем он нужен
  • История создания Scratch
  • Регистрация и настройка аккаунта
  • Обзор интерфейса и основных элементов
  • Знакомство со спрайтами и сценой

Час 3-4: Основные элементы Scratch

  • Блоки команд и их категории (движение, внешний вид, звук и т.д.)
  • Как соединять блоки вместе
  • Запуск и остановка программы
  • Изменение спрайтов и фонов
  • Создание первого мини-проекта: "Танцующий кот"

Основы программирования в Scratch (4 часа)

Час 1: События и последовательности

  • Блоки событий (при нажатии на флажок, клавишу и т.д.)
  • Создание последовательности команд
  • Понятие сценария
  • Практическое задание: "Кот-путешественник" (управление движением с помощью клавиш)

Час 2: Циклы и повторения

  • Понятие цикла
  • Виды циклов в Scratch (повторить n раз, всегда)
  • Когда и зачем нужны циклы
  • Практическое задание: "Рисующий узоры карандаш"

Час 3: Условия и ветвления

  • Понятие условия
  • Блоки если/иначе
  • Сравнение значений
  • Практическое задание: "Смена настроения персонажа" (меняет выражение лица при разных действиях)

Час 4: Переменные и счетчики

  • Что такое переменные и зачем они нужны
  • Создание и использование переменных
  • Изменение значений переменных
  • Практическое задание: "Счетчик кликов" (подсчет нажатий на спрайт)

Разработка идеи и проекта (4 часа)

Час 1: Генерация идей

  • Техники мозгового штурма
  • От идеи к проекту: как планировать
  • Обсуждение интересных проектов на Scratch
  • Групповая активность: "Банк идей" (создание копилки идей для будущих проектов)

Час 2: Планирование проекта

  • Составление плана проекта
  • Разбиение проекта на части
  • Скетчинг и раскадровка
  • Практическое задание: "План моего проекта" (составление плана небольшого проекта)

Час 3: Дизайн персонажей и окружения

  • Основы дизайна персонажей
  • Создание и редактирование спрайтов
  • Работа с фонами
  • Практическое задание: "Создание главного героя" для своего проекта

Час 4: Прототипирование

  • Что такое прототип и зачем он нужен
  • Создание простого прототипа
  • Тестирование и улучшение
  • Практическое задание: "Мини-прототип" для своего проекта

Теоретические материалы (6 часов)

Час 1-2: Основы анимации

  • Принципы создания анимации
  • Смена костюмов в Scratch
  • Эффекты движения и трансформации
  • Временные задержки и синхронизация
  • Практическое задание: "Простая анимация" (создание анимированного персонажа)

Час 3-4: Основы игрового дизайна

  • Элементы игрового дизайна (правила, цели, препятствия)
  • Баланс сложности
  • Системы подсчета очков
  • Уровни и прогрессия
  • Обсуждение любимых игр и их механик

Час 5-6: Основы интерактивных историй

  • Структура рассказа и сюжета
  • Создание диалогов и текстов
  • Ветвления в истории
  • Взаимодействие пользователя с историей
  • Раскадровка интерактивной истории

Практические занятия (6 часов)

Час 1-2: Создание простой игры "Поймай предмет"

  • Создание игрового персонажа и падающих предметов
  • Программирование управления персонажем
  • Определение столкновений
  • Добавление счетчика очков и таймера
  • Добавление звуковых эффектов

Час 3-4: Создание анимированной истории

  • Разработка сюжета и персонажей
  • Создание диалогов и переходов
  • Программирование последовательности сцен
  • Добавление интерактивности
  • Озвучивание и музыкальное сопровождение

Час 5-6: Разработка образовательной викторины

  • Создание системы вопросов и ответов
  • Программирование проверки правильности ответов
  • Добавление счетчика правильных ответов
  • Создание обратной связи при ответах
  • Планирование и реализация финального экрана

Креативные задания (4 часа)

Час 1: Музыкальная студия

  • Создание музыкального инструмента в Scratch
  • Работа со звуками и нотами
  • Программирование музыкальных последовательностей
  • Дополнительное задание: "Визуализация музыки" (создание визуальных эффектов, синхронизированных с музыкой)

Час 2: Художественная галерея

  • Создание интерактивного холста для рисования
  • Программирование инструментов рисования
  • Добавление различных эффектов и фильтров
  • Функция сохранения и просмотра рисунков

Час 3: "Оживление" объектов

  • Создание интерактивных объектов, реагирующих на пользователя
  • Программирование случайного поведения
  • Добавление эффектов "искусственной жизни"
  • Групповой проект: "Виртуальный аквариум" или "Волшебный сад"

Час 4: "Машина Голдберга"

  • Создание цепной реакции событий
  • Программирование физических взаимодействий
  • Создание сложной последовательности действий
  • Представление и обсуждение созданных "машин"

Разъяснение терминологии (2 часа)

Час 1: Основные термины программирования

  • Алгоритм, программа, код
  • Переменная, цикл, условие
  • Функция, параметр, событие
  • Отладка, баг, оптимизация
  • Игра "Словарный бинго": поиск и определение терминов

Час 2: Термины Scratch и игрового дизайна

  • Спрайт, сцена, костюм, фон
  • Скрипт, блок, стек блоков
  • Игровая механика, баланс, геймплей
  • Интерфейс, пользовательский опыт
  • Викторина по терминологии с призами

Создание своих собственных проектов (10 часов)

Час 1-2: Мини-игра "Лабиринт"

  • Создание игрового поля-лабиринта
  • Программирование движения персонажа
  • Добавление препятствий и коллизий
  • Создание системы уровней
  • Добавление таймера и подсчета очков

Час 3-4: Аркадная игра "Космические приключения"

  • Создание игрового персонажа и противников
  • Программирование стрельбы и уничтожения противников
  • Добавление эффектов и анимаций
  • Создание системы жизней и уровней
  • Добавление бонусов и усилений

Час 5-6: Интерактивная история "Путешествие героя"

  • Разработка сюжета с несколькими концовками
  • Создание персонажей с диалогами
  • Программирование системы выборов
  • Добавление инвентаря и предметов
  • Создание мини-игр внутри истории

Час 7-8: Образовательная игра "Научная лаборатория"

  • Создание виртуальных экспериментов
  • Программирование научных симуляций
  • Добавление обучающего контента
  • Создание системы квизов и проверки знаний
  • Разработка наград и достижений

Час 9-10: Индивидуальный проект по выбору

  • Выбор типа проекта на основе интересов ребенка
  • Планирование и дизайн проекта
  • Реализация основных элементов
  • Тестирование и улучшение
  • Презентация проекта группе

Создание интерактивных проектов с использованием Scratch (8 часов)

Час 1-2: Интерактивная открытка

  • Создание анимированной открытки с интерактивными элементами
  • Добавление музыки и звуковых эффектов
  • Программирование реакций на действия пользователя
  • Создание сюрпризов и секретных элементов
  • Публикация открытки в сообществе Scratch

Час 3-4: Платформенная игра "Приключения"

  • Создание игрового мира с платформами
  • Программирование физики прыжков и гравитации
  • Добавление врагов и препятствий
  • Создание системы сбора предметов
  • Разработка многоуровневой структуры

Час 5-6: Интерактивная карта "Мой город"

  • Создание карты с интерактивными точками
  • Программирование информационных окон
  • Добавление мини-игр, связанных с локациями
  • Создание системы навигации
  • Добавление образовательного контента о городе

Час 7-8: Финальный проект "Фестиваль Scratch"

  • Формирование команд для группового проекта
  • Планирование и распределение ролей
  • Разработка комплексного проекта
  • Интеграция всех изученных элементов
  • Подготовка презентации и демонстрация проектов родителям

Записаться на курс

Image
Региональный IT-HUB по области Жетысу "Jetisu Digital"